Финансовая реклама обслуживает сферы кредитования, страхования, продажи акций и пенсионных накоплений. Чем нестабильнее экономическая ситуация, тем ниже уровень доверия населения к финансовым организациям. Реклама требуется, чтобы улучшить репутацию финансовых структур, повысить инвестиционную привлекательность и скорректировать дефицит ликвидности для банков. Любой кризис меняет отношение к рекламе финансовых услуг, ведь главная задача их продвижения – активный поиск и привлечение клиентов.
Финансовая реклама востребована для:
- банков;
- частных медицинский организаций, занимающихся страхованием;
- строительных компаний, использующих средства вкладчиков;
- страховых услуг;
- инвестиционных фондов;
- отделений почты, оказывающих банковские услуги;
- брокеров, финансовых консультантов, занимающихся вопросами инвестиций, страхования, субсидий;
- компаний, работающих с кредитными картами;
- краткосрочных займов.
Финансовые услуги:
- Нематериальны. Покупатель до момента приобретения услуги не может оценить, принесет ли она ему пользу. Чтобы как-то «материализовать» услугу, в рекламе приходится прибегать к понятному любому человеку образному ряду. Рекламные образы должны отражать суть рекламного предложения, чтобы потенциальный клиент понял, о чем идет речь.
- Интеллектуальны. Интеллект того, кто оказывает финансовые услуги, является основным средством убеждения. Положительный образ производителя услуги переносится потребителем на конечный продукт. Люди желают получать услуги только от профессионалов в финансовой сфере.
- Индивидуальны. Финансовые услуги предполагают персонализированный подход к «боли» каждого клиента. Ряд услуг оказывается на долговременной основе с возможностью пролонгации, поэтому потребителям важно ощущать особое отношение, чувствовать себя значимыми персонами.
Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности подчиняется требованиям Федерального закона № 38-ФЗ от 2006 г. Обязательным условием является прямое указание на лицо (наименование организации), оказывающее услуги подобного рода.
Основные требования Закона таковы:
- Запрещается обещать или гарантировать будущую доходность на основании реальных показателей прошлых лет, если доходность вложений нельзя определить во время заключения договора.
- Запрещается умалчивать об услугах, косвенно влияющих на доходность, или о сумме расходов для пользователей услуг. В рекламе должны быть зафиксированы все условия.
- Реклама кредитования и обслуживания кредитов, влияющая хотя бы одним условием на стоимость, должна демонстрировать полный перечень условий для определения итоговой стоимости кредита. Она состоит из процентов:
- первого взноса;
- пользования кредитом;
- за открытие личного счета;
- комиссии за обслуживание счета;
- длительности кредита.
В рекламе должна указываться совокупность процентов, а не отдельные позиции.
- Реклама доверительных услуг по управлению активами, инвестфондами разных типов, пенсионными накоплениями фондов, покрытием ипотеки обязана информировать об:
- первоисточнике информации;
- контактной информации с возможностью предварительного ознакомления до подписания договора.
Запрещается:
- публикация неподтвержденной информации;
- публикация, не подкрепленная расчетом доходности по нормативам Центробанка РФ;
- давать гарантии о стабильности или надежности;
- приводить информацию о возможной выгоде;
- обещать достигнуть результатов, аналогичных уже имеющимся.
- Категорически запрещено рекламировать привлечение денег от физлиц для строительства, кроме ситуаций долевого строительства и кооперативов.
Привлечение дольщиков на объекты недвижимости осуществляется лишь с указанием web-адреса ЕИСЖС, где размещена проектная документация и название фирмы-застройщика.
- Запрещается рекламировать потребительские займы для лиц, не подпадающих под действие ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
- Оказание любых финансовых услуг осуществляется только аккредитованным и лицензированными лицами.
Ответственность в случае нарушения требований Закона несут:
- Рекламодатель;
- изготовитель рекламы, если закон оказался нарушен по его вине;
- распространитель рекламы, если информация распространялась без должной осмотрительности.
Штраф для физических лиц за нарушение составляет 4 – 20 тыс. руб., для юридических – 100 – 500 тыс. руб.
Маркетинг финансовых услуг
Маркетологам и рекламщикам необходимо четко понимать, что подразумевается Федеральной антимонопольной службой под «ненадлежащей рекламой», чтобы не платить штрафы. Итак, чего не стоит делать:
- SMS и рассылки по электронной почте. На любую рассылку информации (почта, телефон, мессенджер) требуется согласие абонента. Пришедшее рекламное сообщение без его предварительного разрешения является подовом для обращения в суд. Причем, мнения, что является рекламой, а что информированием, у ФНС, ФАС и суда не совпадают. Также запрещено использовать сервисы, создающие автоматические рассылки.
- Использовать мелкий шрифт. Петит в рекламных блоках не воспринимается потребителем и искажает смысл информации. Это является прямым нарушением Закона «О рекламе», а информация внизу станицы – отсутствующей.
- Использовать чужие товарные знаки. В рекламе всегда необходимо проверять, не принадлежат ли товарные образы или знаки другим правообладателям. Например, безобидная картинка капусты зарегистрирована как образ для рекламы банковских услуг СКБ-банком, и не может быть использован ни в каком финансовом учреждении.
Финанс_2
Использование капустного клипарта банком «Траст» привело к взысканию штрафа за незаконное использование товарного знака, принадлежащего СКБ-банку.
- Нарушать моральные нормы, оскорблять чувств и шутить. Использование государственной символики во фривольном исполнении, наличие сленга не допускается.
- Намекать на господдержку. Запрещается ссылать на государственную поддержку финансового учреждения.
- Акцентировать бездоказательные преимущества. В рекламе принято находить отличия от конкурентов и акцентировать внимание на них. Для финансовой сферы необходимо подтвердить каждое слово документально. Слова «Лидер», «Самый крупный / надежный…», «Лучшее обслуживание» и т.п., не подтвержденные документально, способны опустошить бюджет организации на сумму до 800 тыс. руб.
Особенностью маркетинга финансовых услуг является обязательное сегментирование целевой аудитории, учитывающее емкость и возможность удовлетворения спроса для каждого отдельного сегмента. Маркетинговую стратегию выбирают в зависимости от динамики рынка, но она обязательно должна включать в себя:
- Участие в профессиональных и отраслевых мероприятиях для привлечения крупных клиентов на уровне организаций.
- Участие в региональных форумах, ярмарках и на выставках для привлечения физических лиц в качестве розничных клиентов.
- Использовать интернет-маркетинг.
- Печатать и распространять маркетинговые материалы как показатель маркетинговой активности.
- Использовать все доступные источники рекламы (радио, телевидение, печатные издания).
- Участие в рейтингах и получение различных премий.
- Проводить мероприятия для частных и корпоративных клиентов, промоакции, лотереи.
Реклама финансовых услуг отличается разнообразием, и внутри одной структуры (например, банка), множество услуг продвигается по отдельности, оставаясь частями единого фирменного стиля и механизма продвижения. Различные категории финансовых продуктов обладают уникальностью, вокруг которой строится определённая стратегия маркетинга. Например, для продвижения кредитов требуется иной подход, нежели для вкладов и т.п.
Наибольшим спросом у интернет-аудитории пользуются кредиты, привязанные к конкретному объекту (автомобилю, ремонту, ипотеке). Основу целевой аудиторией составляют трудоспособные люди до 37 лет, способные заработать требуемую для погашения долга сумму.
Продвижение финансовых продуктов и услуг
Большая часть банков работает в системе СРА-маркетинга. Она подразумевает оплату рекламодателем только за целевые действия посетителей, оформляющих заявку на кредит, вводящих контактные данные и т.п. Минусом данной модели является невозможность учета ценности трафика. Удается выявить лишь свершившееся целевое действие без анализа интересных в долгосрочной перспективе клиентов.
Немалую роль при продвижении финансовых продуктов и услуг приобретает интернет-реклама.
- Cайт. Обязательно наличие:
- интерактивных сервисов (калькулятор доходности, анкетирование для выбора стратегии инвестирования, личный кабинет);
- инфографики;
- обратной связи;
- сведений о котировках;
- полезной информации.
Разумеется, сайт должен быть SEO-оптимизирован и стремиться в ТОП поисковой выдачи.
- Размещение контекстной и баннерной рекламы в поисковых системах, ориентированной на массового клиента. Баннеры лучше размещать на специализированных финансовых порталах, в деловых СМИ и сайтах высокодоходной тематики.
- Социальные сети. SMM-продвижение требует постоянной поддержки и ежедневных обновлений. Соцсети имеют разную аудиторию, поэтому представительства финансовых учреждений должно размещаться на различных площадках (YouTube*, VK для русскоязычных пользователей).
Социальные сети VK, Одноклассники, Twitter и мессенджер Telegram позволяют внедрять в сознание пользователя лояльность к бренду, укрепляя его имидж и создавая тренды.
Необходимо:
- модерировать страницы;
- мониторить упоминания о компании в Интернете;
- работать с отзывами;
- выпускать интересный контент;
- вести диалог;
- провоцировать обсуждения.
Лояльность аудитории зарабатывается через работу с лидерами мнений – отраслевыми экспертами и блогерами. Требуется выход на тематические площадки и в профессиональные сообщества. Обеспечение бесперебойного и постоянного присутствия в социальных медиа позволяет готовить целевой контент и выстраивать коммуникацию.
- Таргетинг. Через социальные сети можно ловить клиентов, оставаясь постоянно на виду. Клики по тизеру перенаправляют на нужную страницу финансового продукта или услуги. Преимущество таргетированной рекламы заключается в гибкой настройке показа по интересам. Внутри интереса «Финансы» можно четко указать необходимое направление, ища людей, заинтересованных здесь и сейчас решать конкретные проблемы личной финансовой сферы.
Настройка таргетинга позволяет охватить и околотематические сообщества, привязывая их к оказываемым услугам. Продвигать финансовые услуги как продукты длительного цикла принятия решений можно и при помощи ретаргетинга. Затраты на ретаргетинг незначительные, а привлечение клиентов можно настраивать по базе либо по списку посетителей интернет-сайта.
К таргетинговой рекламе непосредственно примыкает локальная реклама, настроенная по географической привязке пользователя. Реклама демонстрируется в определенных границах. Если потребности целевой аудитории просчитаны верно, такая реклама собирает неплохую платежеспособную аудиторию.
Интернет-реклама финансовых продуктов и услуг может оперировать различными инструментами, чтобы быть эффективной, формировать бренд компании и увеличивать прибыль.
* — компания нарушает законы РФ.