Технологии интернет-маркетинга направлены на позиционирование образовательных учреждений, их выделения среди конкурентов и привлечения обучающихся. Целевой аудиторией являются активные пользователи интернета в возрасте от 18 до 35 лет.
Интернет-среда позволяет осуществлять рекламу образовательных услуг через:
- сайт, организованный в форме каталога услуг или целого портала;
- социальные сети – ВКонтакте, LinkedIn и т.д.;
- email-рассылки;
- средства контекстной рекламы.
Также маркетинг образовательных услуг включает в себя построение воронок продаж, систему контент-маркетинга (включая «посев», «расшаривание»), создание набора сеток сателлитов (PNB), работу с Яндекс.Справочником, Google Мой Бизнес*, Яндекс.Кью и другими сервисами поисковых систем.
Выбирая учебное заведение, абитуриенты (либо их родители) обычно ищут информацию через поисковые системы. Каждое учебное заведение, от дошкольного до вуза, должно иметь интернет-ресурс, описывающий деятельность, предоставляющий данные об учреждении:
- образовательных программах;
- условиях для поступления;
- преподавательском составе;
- списке кафедр, факультетов;
- описание интересных событий и проектов;
- предложениях работы для выпускников.
Маркетинг образовательных услуг
Специфика маркетинга в сфере образовательных услуг заключается в следующем.
Неосязаемость. Оценить качество услуги невозможно до полного ее приобретения, растянутого на годы. Место сертификатов и отраслевых стандартов (хотя они также имеют место быть) занимают отзывы, зачастую уже трудоустроенных выпускников.
Изменчивость качества. Результаты появляются отсрочено, требуя от человека постоянного дальнейшего развития и обучения. Поэтому разные люди одних и тех же потоков могут оставлять противоречивые отзывы – нельзя полностью избавить от негативно, но нужно на него реагировать.
Несохраняемость. Образовательные услуги не накапливаются у продавца, не перепродаются, и постоянно видоизменяются ввиду устаревания знаний и технологий. Важное место занимает обновляемость линейки продуктов.
Маркетинг базируется на запросах потребителя, делая процесс обоюдно-выгодным и социально значимым. Учитывая постоянное обновление знаний все маркетинговые процессы обязаны быть динамичными.
Принципы маркетинга образовательных услуг позволяют выделить три главные составляющие.
- Потребности клиентов, заключающиеся не столько в наличии диплома, сколько в возрастании личностной ценности и полезности в конечном итоге.
- Маркетинговая стратегия строится на долгосрочных перспективах рынка, непрерывности изучения конъюнктуры.
- Тактика действий позволяет взаимоувязывать комплекс решения конкретных проблем с учетом необходимости ситуационного управления, позволяя изменять ситуацию по мере обнаружения новых факторов.
Продвижение образовательных услуг
Интернет-продвижение позволяет недорого и оперативно рекламировать информацию об услугах вне территориальных границ, охватывая одновременно большой пласт целевой аудитории. Нет никаких ограничений на формы интернет-таргетинга, а контакт с возможными клиентами допустимо оформлять интерактивно, постоянно транслируя информацию.
SEO для образовательных организаций
На первом этапе раскрутки в сеть выкладываются программы обучения и привлекается внимание целевой аудитории к рекламно-информационному ресурсу. Поэтому создание сайта учреждения с исчерпывающей информации об обучении является первым шагом.
Пользователь оценивает простоту системы навигации, легкость дизайна и наличие поисковых форм. Сайт для привлечения посетителей должен содержать уникальный тематический контент и развитый ссылочный профиль.
Чтобы удержать достигнутые результаты, составляется стратегический план для дальнейшего расширения аудитории и усиления рекламной эффективности. С этой целью ведется постоянный мониторинг с анализом поведенческого фактора посетителей ресурса, создаются новые фразы-«ключи», основанные на изменении ожиданий клиентов с учетом текущих запросов и коммуникационных особенностей.
Анализ эффективности ресурса учитывается при помощи счетчиков интернет-трафика, пост-клик анализа, анализатора логов, системы многоуровневых фильтров, отслеживающих звонки и контакты, и систем сквозной аналитики.
SMM для образовательных услуг
Продвижение образовательных организаций может вестись через социальные сети. Они предлагают быструю обратную связь и широкий спектр инструментов для интерактивного продвижения услуг. Создается группа, страница или канал, где размещается интересный контент для привлечения подписчиков.
Чем более емкими, информативными и цепляющими будут текст, изображения и инфографика, тем сильнее проявится мотивация познакомиться с учебной организацией, предлагающей образовательные услуги.
Email рассылки и реклама учебных программ
Электронная почта поможет охватить уже идентифицированную целевую аудиторию. Минусом способа считается сложность определения точки невозврата, когда количество информации становится избыточным, воспринимаясь в качестве спама.
Контекстная реклама для образовательных учреждений
Контекстная реклама избирательно демонстрирует рекламные материалы лишь заинтересованным пользователям, чьи поисковые запросы совпадают с оказываемыми образовательными услугами. Процент отклика на данную информацию достаточно высок, однако есть понятие «баннерной слепоты», когда пользователь намеренно игнорирует объявления, отмеченные тегом «реклама».
Сюда же можно отнести инструменты ретаргетинга и ремаркетинга, когда рекламные тизеры «догоняют» пользователя уже побывавшего на сайте через систему РСЯ (Рекламная сеть Яндекса) и КМС (контекстно-медийная сеть) Google*.
Как продвигать образовательные услуги?
Образовательные организации могут за счет интернет-технологий доводят до своих клиентов необходимую информацию об оказываемых услугах. Комплексное использование сайтов, групп в социальных сетях, баннерной рекламы, поискового продвижения за счет публикации статей и размещения положительных отзывов на сайтах-«отзовиках» позволяет популяризировать образовательные услуги, привлекая обучающихся и формируя непрерывное движение в процессе поиска знаний.
Реклама дополнительных образовательных услуг
Дополнительное образование не носит обязательного характера и предназначается для всех возрастных групп с акцентом на детей и юношество. Продвижение и реклама дополнительных образовательных услуг активизирует потребительский спрос и поддерживает лояльность к учреждению.
Больше всего рекламы публикуется в местных СМИ и в Интернете. В сети размещаются баннеры, текстовые рекламные блоки, сайты-визитки и байрики. Вся мелкая реклама имеет ссылку, ведущую на полноценный сайт.
Реклама детско-подростковых учреждений допобразования ориентирована на родителей и детей старше 12 лет, являющихся активными пользователями Интернета и социальных сетей. Привлечение внимания достигается размещением фотографий, информации и новостных подборок.
Активное использование комплекса рекламных инструментов для интернет-продвижения организации образовательных услуг решает множество задач по созданию имиджа учреждения и его привлекательности для обучающихся.
* — компания-владелец нарушает законодательство РФ.