Бесплатная медицина уходит в прошлое, на смену ей приходит понимание коммерциализации любой услуги, заставляя руководство медучреждения одинаково обращать внимание на профессионализм персонала, техническую оснащенность и интернет-маркетинг медицинского центра.
Предложение услуг медицинских клиник в Интернете велико, а продвижение затруднено спецификой работы и ограничениями, накладываемыми законодательством. Необходимо соблюсти все условия, грамотно налаживая взаимодействие между специалистами и клиентами, решая задачи по продвижению клиники, формируя узнаваемость бренда, привлекая новых пациентов и удовлетворяя их запросы. Проще всего это сделать через Интернет, охватывающий все возрастные категории и социальные группы.
Ключевой составляющей интернет-маркетинга медицинских услуг является «лицо» клиники, выделяющее ее из массы конкурентов и формирующее решение потенциального клиента обратиться в учреждение, вызывающее наибольшее доверие. При создании бренда учитываются не только предлагаемые профильные услуги, но визуальное восприятие: логотип, цветовые сочетания, фирменный стиль. Именно они, наравне с предоставляемой информацией, формируют психологическое доверительное пространство.
Соприкосновение векторов «клиент»-«клиника» происходит в четырех плоскостях:
- материальной (стиль, интерьер, цветовые решения);
- психологической (отзывчивость персонала, доверие к врачам);
- социальной (анализ отзывов и комментариев в сети);
- технологической (оценка современности оборудования).
Медицинский интернет-маркетинг имеет в своей основе четко отработанные составляющие успешной работы.
- Наличие медицинского сайта с массой полезной информации, справочников, онлайн-консультирования, отражающего способность решить проблемы пациента. Любое лечебное учреждение без рекламы на интернет-площадке уже не выживет. Технически грамотный сайт с удобной поисковой системой позволяет применять любые методы раскрутки с учетом всех факторов ранжирования.
- Поисковая оптимизация (SEO) позволяет по ключевым запросам продвигать сайт с минимумом затрат, выводя его в верхние строки страницы выдачи результатов поиска и привлекая пользователей. Идеальным считается попадание в ТОП-5 региона. Самыми востребованными являются страницы прейскуранта и контактной информации, а также страницы, раскрывающие возможности лечебного учреждения, стандартные схемы диагностики и лечения. Полноценный список запросов существенно повышает возможность продвижения клиники.
- Вовлеченность населения в социальные сети позволяет использовать их для рекламы. Примерно половина пользователей ищут через них информацию о враче и клинике, прежде чем принять решение о записи на прием. Подавляющая часть подростков просматривает медицинскую информацию с целью поиска ответов, определяя будущий образ пациента. Постоянное обновление контента и интересное наполнение позволяет создать базу для расширения клиентской базы. Правильный маркетинг способен поднять рейтинги клиники и привлечь множество пациентов.
- Контекстная реклама (РРС), с оплатой за каждый клик, делает интернет-маркетинг клиники более эффективным. Включать и отключать опцию можно по желанию. Она расширяет присутствие медицинского учреждения в поисковиках на выдачи, позволяя опережать органический поиск и поднимать трафик сайта. Реклама в Яндекс.Директе и Google.AdWords* генерирует трафик и лиды в режиме 24/7, позволяя отсечь балласт, перенаправляя на сайт релевантных пользователей, ищущих конкретные услуги.
- Промо-акции посредством Интернета обладают долгосрочным эффектом. Привлекательностью обладают скидки на услуги в конкретный день, акционный выбор 2+1. Заявляя в Интернете о промо-акции, привлекаются пациенты, ранее сомневавшиеся в выборе медицинского центра. Контекстная реклама должна отражать акционное предложение в таргетированном поиске.
- Привлекательностью в глазах потенциальных клиентов является участие медиков центра в конференциях, узнаваемость имени и логотипа клиники, раскрученность в интернете, частота появления на страницах изданий, радио, телевидении.
Развитие системы платных медицинских услуг востребовано и в государственных бюджетных учреждениях. Интернет-маркетинг больницы позволяет создать привлекательный образ здравоохранения, показать доступность высокотехнологических услуг по ценам ниже, чем в частных клиниках, продемонстрировать профессионализм и оснащенность.
Для государственной клиники необходимо создавать на сайте отдельные страницы для каждой платной услуги (направления). Размещается информация о ценах, специалистах, кабинетах, оборудовании. Четкая структура улучшает позиции сайта.
Маркетинговый план больницы в целом должен включать в себя раскрутку сайта в соответствии с рекомендациями Минздрава. Больница должна отображаться на картах Яндекса и Гугла*. Хорошо работает контекстная реклама направлений и востребованных услуг.
Примерный план раскрутки больницы:
- Составление плана развития, наполнения сайта (6/12 месяцев), включающий акции, обработку отзывов, работу по расширению клиентской базы.
- Выбор исполнителя с опытом работы по администрированию и продвижению сайтов здравоохранения.
- Определение работы для самостоятельного ведения. Ведение профилей в соцсетях, показ свежих фотографий больницы, работу с комментариями можно делегировать врачам.
* — компания-владелец нарушает законодательство РФ.