ЭЦП для тендеров и госторгов
Без электронной подписи (ЭЦП) допуск к любым торгам невозможен. Подпись требуется в момент регистрации на ЭТП, при подаче документации и заключении сделок (контрактов). Перед владельцем подписи открываются широкие возможности тендеров, аукционов, закупок и котировок. ЦП защищает цифровые документы от подделки при помощи криптографического шифрования информации.
Все правила участия в торгах прописаны на законодательном уровне. Законы о госзакупках (44-ФЗ) и коммерческих торгах (223-ФЗ) регламентируют использование ЭЦП в различных бизнес-процессах. Каждая торговая площадка также предъявляет свои требования.
ЭЦП бывает простая, неквалифицированная, квалифицированная.
Простая подпись создана для личного обращения с целью получения госуслуг в электронном виде.
Неквалифицированная подпись (НЭП) признается равнозначной собственноручной при наличии дополнительных соглашений между участниками ЭДО. Может использоваться в криптографической системе любой страны.
Полнотой юридической силы обладает усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она позволяет определять автора документа и проводить проверку изменений в файле после момента отправки. Применение цифровой подписи базируется на «Регламенте получения сертификатов ключей подписи и использования ЭЦП». Допуск на определенные электронно-торговые площадки получается при добавлении к сертификату подписи особых идентификаторов (OID) для отдельных ТП.
Под государственные закупки отведены восемь площадок федеральной значимости:
- Сбербанк-АСТ;
- НЭП;
- РТС-Тендер;
- РАД;
- Росэлторг;
- ZakazRF;
- ГПБ;
- Тэк-Торг.
Коммерческие закупочные торги ведутся на множестве порталов. Наиболее значимыми являются B2B-Center и «Фабрикант». Отдельные площадки (uTender, ETPRF, АТД) созданы в целях проведения торгов по банкротству.
Крупными организациями ведутся на площадках ЭТП собственные секции. Для них, чаще всего, требуется дополнительная регистрация. К работе в секциях допускается стандартная ЭП для торгов.
Цифровая подпись дает возможность:
- изменять полномочия пользователя;
- вносить изменения в регистрационные данные организации;
- публиковать различные сведения;
- направлять заявки;
- заключать контракты;
- сдавать электронную отчетность;
- обращаться в госорганы;
- подключения к электронному документообороту и др.
Применение электронно-цифровой подписи для торгов не представляется возможным без сертифицированного ключа – Рутокен или eToken, а также средства криптозащиты (КриптоПро CSP). После получения ЭП обязательна аккредитация на ТП. Для участия в госзакупках необходима регистрация в системе ЕИС. Стоимость сертификатов и ключей зависит от регламента выбранного удостоверяющего центра и количества выбранных площадок. Существуют универсальные шифр-ключи, дающие вход на максимальное число ТЭП и доступ к полноценному функционалу.
Квалифицированные сертификаты ЭП для госзакупок получают в удостоверяющих центрах, аккредитованных в Минкомсвязи. КЭП соответствует российским стандартам в соответствии в ГОСТами и имеет сертификацию в ФСБ. При получении НЭП УЦ, как правило, связан с информационной составляющей областей применения.
Перечень документов, требующихся для приобретения ЭЦП, связан с формой организации, статусом будущего владельца подписи и доверенного лица, забирающего комплект ЭП их УЦ.