ЭЦП для тендеров и госторгов

Без электронной подписи (ЭЦП) допуск к любым торгам невозможен. Подпись требуется в момент регистрации на ЭТП, при подаче документации и заключении сделок (контрактов). Перед владельцем подписи открываются широкие возможности тендеров, аукционов, закупок и котировок. ЦП защищает цифровые документы от подделки при помощи криптографического шифрования информации.

Все правила участия в торгах прописаны на законодательном уровне. Законы о госзакупках (44-ФЗ) и коммерческих торгах (223-ФЗ) регламентируют использование ЭЦП в различных бизнес-процессах. Каждая торговая площадка также предъявляет свои требования.

ЭЦП бывает простая, неквалифицированная, квалифицированная.

Простая подпись создана для личного обращения с целью получения госуслуг в электронном виде.

Неквалифицированная подпись (НЭП) признается равнозначной собственноручной при наличии дополнительных соглашений между участниками ЭДО. Может использоваться в криптографической системе любой страны.

Полнотой юридической силы обладает усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она позволяет определять автора документа и проводить проверку изменений в файле после момента отправки. Применение цифровой подписи базируется на «Регламенте получения сертификатов ключей подписи и использования ЭЦП». Допуск на определенные электронно-торговые площадки получается при добавлении к сертификату подписи особых идентификаторов (OID) для отдельных ТП.

Под государственные закупки отведены восемь площадок федеральной значимости:

  • Сбербанк-АСТ;
  • НЭП;
  • РТС-Тендер;
  • РАД;
  • Росэлторг;
  • ZakazRF;
  • ГПБ;
  • Тэк-Торг.

Коммерческие закупочные торги ведутся на множестве порталов. Наиболее значимыми являются B2B-Center и «Фабрикант». Отдельные площадки (uTender, ETPRF, АТД) созданы в целях проведения торгов по банкротству.

Крупными организациями ведутся на площадках ЭТП собственные секции. Для них, чаще всего, требуется дополнительная регистрация. К работе в секциях допускается стандартная ЭП для торгов.

Цифровая подпись дает возможность:

  • изменять полномочия пользователя;
  • вносить изменения в регистрационные данные организации;
  • публиковать различные сведения;
  • направлять заявки;
  • заключать контракты;
  • сдавать электронную отчетность;
  • обращаться в госорганы;
  • подключения к электронному документообороту и др.

Применение электронно-цифровой подписи для торгов не представляется возможным без сертифицированного ключа – Рутокен или eToken, а также средства криптозащиты (КриптоПро CSP). После получения ЭП обязательна аккредитация на ТП. Для участия в госзакупках необходима регистрация в системе ЕИС. Стоимость сертификатов и ключей зависит от регламента выбранного удостоверяющего центра и количества выбранных площадок. Существуют универсальные шифр-ключи, дающие вход на максимальное число ТЭП и доступ к полноценному функционалу.

Квалифицированные сертификаты ЭП для госзакупок получают в удостоверяющих центрах, аккредитованных в Минкомсвязи. КЭП соответствует российским стандартам в соответствии в ГОСТами и имеет сертификацию в ФСБ. При получении НЭП УЦ, как правило, связан с информационной составляющей областей применения.

Перечень документов, требующихся для приобретения ЭЦП, связан с формой организации, статусом будущего владельца подписи и доверенного лица, забирающего комплект ЭП их УЦ.