Как получить ЭЦП в Казначействе

Подпись в цифровом формате представляет собой флешку-накопитель с важной ключевой информацией. К ней относится файл сертификат, указывающий на полномочия владельца. Сертификаты записываются только на специальные типы носителей (Рутокен, eToken), защищенных от взлома. Приобретение любых услуг или товаров в рамках 44-ФЗ возможно только при наличии усиленной электронной цифровой подписи. ЕИС допускает к регистрации только подписи, выданные в региональных отделах Казначейства.

Как получить ЭЦП в казначействе

Сертификат содержит:

  • идентификационные данные – ФИО владельца, наименование и реквизиты организации-получателя;
  • уникальный серийный номер;
  • реквизиты УЦ, выдавшего подпись;
  • ключ, проверяющий уникальность подписи.

Порядок получения ЭЦП в Казначействе по 44-ФЗ утвержден Регламентом УЦ ФК № 261 от 14 сентября 2018 г. Со всеми актуальными изменениями и дополнениями он выложен для ознакомления на официальном сайте по теме «УЦ / Нормативные документы».

Документы для получения ЭЦП в Казначействе по 44-ФЗ

Существует перечень документов для получения электронной подписи в Федеральном казначействе.

  1. Заявление о необходимости выпуска сертификата.
  2. Ксерокопия паспорта и СНИЛС сотрудника, проводящего торги.
  3. Приказ о назначении сотрудника и наделении его полномочиями.
  4. Согласие на обработку ПД.
  5. Реквизиты учреждения.

С 21.07.2020 изменился порядок приобретения проверочных сертификатов ключей для электронной подписи. Отныне комплект документов принимается только от владельцев сертификата, без участия уполномоченных лиц.

Пакет документов в обязательном порядке заверяется руководством организации-заказчика. Перечень необходимых документов не подлежит изменению. Для получения ЭЦ разработан определённый алгоритм действий.

  1. Заключение соглашения/ договора Федеральным казначейством. Организация подтверждает готовность присоединиться к Регламенту Удостоверяющего центра (см. приложение 1). Заявление оформляется и визируется руководителем.
  2. Получение средства ЭЦП с дистрибутивами (ЭП, ПО) в Казначействе. Необходимы для оформления запроса на получение сертификата. В произвольной форме оформляется заявка на получение ЭЦП в Казначействе по 44-ФЗ, а также программы шифрования информации КриптоПро. Заявление подписывается руководством и ответственным сотрудником, которому оформляется и будет выдан сертификат. Обязательно к бумажному оригиналу прикладываются чистые диски для копирования установочного ПО. Записанные носители в течение трех дней передаются в ФК.
  3. Полученное криптографическое ПО является обязательным для установки на рабочем месте пользователя. В момент инсталляции происходит закрепление данных об организации, уникальном серийном номере и конкретизируется пользователь.
  4. Формирование ключей, создание запроса на сертификат. В процессе генерации отмечаются действующие владельцы сертификата. Быстро найти на официальном сайте ФК дистрибутивы софта можно, воспользовавшись в строку поиска «АРМ генерация ключей».

Полученный запрос распечатывается и заверяется у руководителя организации. Операция выполняется при подключении к ПК флешки, Рутокена или иного информационного носителя. Созданный файл-запрос хранится на ПК или другом носителе. Его требуется предъявить в ФК вместе с заявлением, оформляемым для получения сертификата.

  1. Пакет подтверждающей документации в УЦ передается вместе с заявлением.
  2. Срок получения ЭЦП в казначействе по 44-ФЗ составляет пять дней. Информация о готовности доставляется по e-mail. Сертификат записывают на Рутокен/флеш, два экземпляра прилагают в бумажном виде. Сертификаты на бумаге недействительны без личной подписи владельца. Один экземпляр хранится в УЦ, а второй остается в организации, от лица которой велось оформление. Все данные передаются в ЕИС и ЕСИА, открывая доступ к участию в государственных аукционах.
  3. Установка сертификата на ПК осуществляется с помощью программы криптозащиты.

После получения сертификата в Казначействе производится подготовка рабочего места. В него входит установка, а также проверка работоспособности следующего ПО.

  1. Операционная система Widows 7 и выше.
  2. Браузер Internet Explorer 9.0 и выше.
  3. Сертифицированная программа КриптоПро CSP0, дистрибутив которой доступен на официальном сайте.
  4. Browser Plug-in 2.0 для КриптоПро.
  5. Драйвера ключа-носителя.
  6. Сертификаты ГУЦ и Удостоверяющего центра ФК. Корневой сертификат доступен для скачивания на официальном портале ФК (Удостоверяющий центр / Корневые сертификаты). Он устанавливается в хранилище сертификатов, что позволяет ОС «доверять» всем выпущенным сертификатам Федерального казначейства.

Установка ЭЦП сопровождается написанием установочного акта (приложение 2). Экземпляр акта отправляется в УЦ в десятидневный срок с момента запуска средства ЭП.

Любой сертификат обладает ограниченным сроком действия. За три недели до его окончания подается заявление о необходимости получения нового. Негодный сертификат и средство ЭП деинсталлируются, флеш-носитель – уничтожается. Комиссия, состоящая из сотрудников организации, визирует Акт об уничтожении, оформленный по образцу приложения 6 к Регламенту. Один экземпляр в десятидневный период отправляется в территориальное отделение УЦ.

Сертификат, поступивший в Федеральное казначейство, должен быть признан аннулированным в срок не более 12 часов. В заявлении (приложение 4) необходимо указать причину в следующих ситуациях:

  • смена информации имеющегося сертификата;
  • потеря ключа;
  • необходимость уничтожения или неправомерное хранение ЭЦП;
  • смена статуса предприятия, в т.ч. его ликвидация либо реорганизация;
  • разрушение носителя;
  • увольнение лица, имеющего право пользования сертификатом, из организации.

Приобретение ЭЦП стало безусловным для всех участников торгов по 44-ФЗ без исключения. Начиная с 2019 года наличие электронной печати служит допуском к участию в государственных закупках.

Смотрите также:

Настройка рабочего места на РТС Тендер
ЭЦП для РТС Тендер

Установка и настройка электронной цифровой подписи (ЭЦП) на RTS Tender, настройка рабочего места в Internet Explorer, Google Chrome, Яндекс Браузера. Регистрация, добавление, проверка новых сертификатов подписи.

Настройка рабочего места на Сбербанк-АСТ
Настройка ЭЦП на Сбербанк АСТ

Установка и настройка электронной цифровой подписи (ЭЦП) на Sberbamk AST, настройка рабочего места в Internet Explorer, Google Chrome. Регистрация через ЕИС, добавление новых сертификатов подписи.

Электронная подпись для участия в госзакупках
ЭЦП для торгов по 44 ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует порядок закупок для госкомпаний, использующих бюджетные средства. Согласно закону, заказчик размещает план-график закупок на одноименном сайте в начале года. Наличие ЭЦП позволяет участвовать в торгах по госзакупках юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Проверка ЭЦП для госзакупок
Проверка электронной подписи для закупок

Размещение и получение заказов от государственных и муниципальных структур доступно на федеральных площадках. Чтобы начать работу на них, необходимо оформить квалифицированную электронную подпись. Для проверки электронной подписи для закупок на соответствие 63-ФЗ можно на персональном компьютере с установленным плагином КриптоПро.

Электронная цифровая подпись для ИП
ЭЦП для ИП для госзакупок

ЭЦП представляет собой цифровой аналог обычной подписи. Она необходима для подтверждения юридической достоверности любых электронных документов. ЭП для ИП содержит данные о регистрационном номере предпринимателя. От подписей для юрлиц она отличается только перечнем документов, требующимся для ее выпуска.

Получение ЭЦП для тендеров для юрлицам
ЭЦП для юр лица для гос тендера

Участие в электронных торгах требует наличия сертификата электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Она гарантирует участие юридического лица в госзакупках, коммерческих тендерах и торгах по реализации имущества банкротов. К сертификату подписи можно добавить OIDы, созданные для работы на конкретных коммерческих площадках.