Как получить ЭЦП в Казначействе

Подпись в цифровом формате представляет собой флешку-накопитель с важной ключевой информацией. К ней относится файл сертификат, указывающий на полномочия владельца. Сертификаты записываются только на специальные типы носителей (Рутокен, eToken), защищенных от взлома. Приобретение любых услуг или товаров в рамках 44-ФЗ возможно только при наличии усиленной электронной цифровой подписи. ЕИС допускает к регистрации только подписи, выданные в региональных отделах Казначейства.

Как получить ЭЦП в казначействе

Сертификат содержит:

  • идентификационные данные – ФИО владельца, наименование и реквизиты организации-получателя;
  • уникальный серийный номер;
  • реквизиты УЦ, выдавшего подпись;
  • ключ, проверяющий уникальность подписи.

Порядок получения ЭЦП в Казначействе по 44-ФЗ утвержден Регламентом УЦ ФК № 261 от 14 сентября 2018 г. Со всеми актуальными изменениями и дополнениями он выложен для ознакомления на официальном сайте по теме «УЦ / Нормативные документы».

Документы для получения ЭЦП в Казначействе по 44-ФЗ

Существует перечень документов для получения электронной подписи в Федеральном казначействе.

  1. Заявление о необходимости выпуска сертификата.
  2. Ксерокопия паспорта и СНИЛС сотрудника, проводящего торги.
  3. Приказ о назначении сотрудника и наделении его полномочиями.
  4. Согласие на обработку ПД.
  5. Реквизиты учреждения.

С 21.07.2020 изменился порядок приобретения проверочных сертификатов ключей для электронной подписи. Отныне комплект документов принимается только от владельцев сертификата, без участия уполномоченных лиц.

Пакет документов в обязательном порядке заверяется руководством организации-заказчика. Перечень необходимых документов не подлежит изменению. Для получения ЭЦ разработан определённый алгоритм действий.

  1. Заключение соглашения/ договора Федеральным казначейством. Организация подтверждает готовность присоединиться к Регламенту Удостоверяющего центра (см. приложение 1). Заявление оформляется и визируется руководителем.
  2. Получение средства ЭЦП с дистрибутивами (ЭП, ПО) в Казначействе. Необходимы для оформления запроса на получение сертификата. В произвольной форме оформляется заявка на получение ЭЦП в Казначействе по 44-ФЗ, а также программы шифрования информации КриптоПро. Заявление подписывается руководством и ответственным сотрудником, которому оформляется и будет выдан сертификат. Обязательно к бумажному оригиналу прикладываются чистые диски для копирования установочного ПО. Записанные носители в течение трех дней передаются в ФК.
  3. Полученное криптографическое ПО является обязательным для установки на рабочем месте пользователя. В момент инсталляции происходит закрепление данных об организации, уникальном серийном номере и конкретизируется пользователь.
  4. Формирование ключей, создание запроса на сертификат. В процессе генерации отмечаются действующие владельцы сертификата. Быстро найти на официальном сайте ФК дистрибутивы софта можно, воспользовавшись в строку поиска «АРМ генерация ключей».

Полученный запрос распечатывается и заверяется у руководителя организации. Операция выполняется при подключении к ПК флешки, Рутокена или иного информационного носителя. Созданный файл-запрос хранится на ПК или другом носителе. Его требуется предъявить в ФК вместе с заявлением, оформляемым для получения сертификата.

  1. Пакет подтверждающей документации в УЦ передается вместе с заявлением.
  2. Срок получения ЭЦП в казначействе по 44-ФЗ составляет пять дней. Информация о готовности доставляется по e-mail. Сертификат записывают на Рутокен/флеш, два экземпляра прилагают в бумажном виде. Сертификаты на бумаге недействительны без личной подписи владельца. Один экземпляр хранится в УЦ, а второй остается в организации, от лица которой велось оформление. Все данные передаются в ЕИС и ЕСИА, открывая доступ к участию в государственных аукционах.
  3. Установка сертификата на ПК осуществляется с помощью программы криптозащиты.

После получения сертификата в Казначействе производится подготовка рабочего места. В него входит установка, а также проверка работоспособности следующего ПО.

  1. Операционная система Widows 7 и выше.
  2. Браузер Internet Explorer 9.0 и выше.
  3. Сертифицированная программа КриптоПро CSP0, дистрибутив которой доступен на официальном сайте.
  4. Browser Plug-in 2.0 для КриптоПро.
  5. Драйвера ключа-носителя.
  6. Сертификаты ГУЦ и Удостоверяющего центра ФК. Корневой сертификат доступен для скачивания на официальном портале ФК (Удостоверяющий центр / Корневые сертификаты). Он устанавливается в хранилище сертификатов, что позволяет ОС «доверять» всем выпущенным сертификатам Федерального казначейства.

Установка ЭЦП сопровождается написанием установочного акта (приложение 2). Экземпляр акта отправляется в УЦ в десятидневный срок с момента запуска средства ЭП.

Любой сертификат обладает ограниченным сроком действия. За три недели до его окончания подается заявление о необходимости получения нового. Негодный сертификат и средство ЭП деинсталлируются, флеш-носитель – уничтожается. Комиссия, состоящая из сотрудников организации, визирует Акт об уничтожении, оформленный по образцу приложения 6 к Регламенту. Один экземпляр в десятидневный период отправляется в территориальное отделение УЦ.

Сертификат, поступивший в Федеральное казначейство, должен быть признан аннулированным в срок не более 12 часов. В заявлении (приложение 4) необходимо указать причину в следующих ситуациях:

  • смена информации имеющегося сертификата;
  • потеря ключа;
  • необходимость уничтожения или неправомерное хранение ЭЦП;
  • смена статуса предприятия, в т.ч. его ликвидация либо реорганизация;
  • разрушение носителя;
  • увольнение лица, имеющего право пользования сертификатом, из организации.

Приобретение ЭЦП стало безусловным для всех участников торгов по 44-ФЗ без исключения. Начиная с 2019 года наличие электронной печати служит допуском к участию в государственных закупках.

Присоединяйтесь к нам,
чтобы получать чек-листы, реальные кейсы, а также
обзоры сервисов раз в 2 недели.
Нас читает уже 582 руководителей!

Смотрите также:

Настройка рабочего места на РТС Тендер
ЭЦП для РТС Тендер

Установка и настройка электронной цифровой подписи (ЭЦП) на RTS Tender, настройка рабочего места в Internet Explorer, Google Chrome, Яндекс Браузера. Регистрация, добавление, проверка новых сертификатов подписи.

Настройка рабочего места на Сбербанк-АСТ
Настройка ЭЦП на Сбербанк АСТ

Установка и настройка электронной цифровой подписи (ЭЦП) на Sberbamk AST, настройка рабочего места в Internet Explorer, Google Chrome. Регистрация через ЕИС, добавление новых сертификатов подписи.

ЭЦП для торгов по 44 ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует порядок закупок для госкомпаний, использующих бюджетные средства. Согласно закону, заказчик размещает план-график закупок на одноименном сайте в начале года. Наличие ЭЦП позволяет участвовать в торгах по госзакупках юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Проверка электронной подписи для закупок

Размещение и получение заказов от государственных и муниципальных структур доступно на федеральных площадках. Чтобы начать работу на них, необходимо оформить квалифицированную электронную подпись. Для проверки электронной подписи для закупок на соответствие 63-ФЗ можно на персональном компьютере с установленным плагином КриптоПро.

ЭЦП для ИП для госзакупок

ЭЦП представляет собой цифровой аналог обычной подписи. Она необходима для подтверждения юридической достоверности любых электронных документов. ЭП для ИП содержит данные о регистрационном номере предпринимателя. От подписей для юрлиц она отличается только перечнем документов, требующимся для ее выпуска.

ЭЦП для юр лица для гос тендера

Участие в электронных торгах требует наличия сертификата электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Она гарантирует участие юридического лица в госзакупках, коммерческих тендерах и торгах по реализации имущества банкротов. К сертификату подписи можно добавить OIDы, созданные для работы на конкретных коммерческих площадках.