Торговля – динамично развивающийся вид экономической деятельности и эффективная хозяйственная отрасль. Для организации взаимовыгодных взаимоотношений с покупателями и удовлетворения их текущих потребностей необходимо увеличить ценность продаваемых услуг. Маркетинговый план – это алгоритм решений поставленных задач.
Маркетинг торговых услуг учитывает:
- закупку товаров;
- формирование ассортиментной линейки;
- организацию торговли и обслуживание потребителей;
- сбыт продукции (анализ покупательских потребностей);
- информирование покупателей;
- выстраивание логистики;
- оказание дополнительных услуг.
Важным моментом является изучение спроса и перспективы оказания услуг. Чтобы получать наибольшую прибыль от реализации продукта, требуется выбирать перспективные направления маркетинговой деятельности. Для этого надо досконально знать свою целевую аудиторию и ставить конкретные, ограниченные сроками цели.
Цель маркетинга – привлечь покупателей и убедить их совершить покупку услуги. Но формулироваться это может по-разному, например:
- расширить базу клиентов;
- увеличить объем продаж;
- увеличить имидж в целевом сегменте;
- расширить партнерскую/дилерскую сеть.
Основные задачи маркетологов – грамотное использование внутренних ресурсов, реальная оценка внешних факторов, сотрудничество с другими субъектами рыночной сферы и ориентация на прибыль.
Какие приемы можно использовать для достижения цели?
- расширять торговую сеть;
- закупать большие объемы продукции для удешевления продаж;
- создавать индивидуальные предложения для различных сегментов ЦА;
- реагировать на изменение спроса.
Функции торгового маркетинга:
- Аналитическая. Изучение рыночной структуры, конкурентоспособности услуг.
- Товарная. Закупка, оптимизация перечня услуг, конкурентоспособность.
- Продажа. Увеличение сбыта, ценовая политика, сервисное обслуживание.
- Контроль, управление. Планирование, получение обратной связи.
Время от времени маркетинговый план нуждается в коррекции при помощи SWOT-анализа, т.к. меняются спрос и потребительская активность. Зная сильные и слабые стороны, а также внешние угрозы можно усиливать свои позиции в продвижении торговых услуг в Интернете.
Маркетинг торгово-посреднических услуг означает передачу функции сбыта посредникам. Они, в отличие от производителей, накапливают материальные ресурсы, обеспечивают их сохранность и поставку потребителям.
Насыщение рынка услугами ведет к усилению конкуренции и созданию благоприятных условий для потребителей, предъявляющий высокие требования к надежности и качеству. При росте конкурентной борьбы важно стимулировать повторные покупки постоянных клиентов и заниматься поиском новых клиентов.
Торговый маркетинг и его роль в продвижении услуг
Элементами маркетинга торговых услуг выступают:
- мерчандайзинг;
- промоушн для потребителей;
- промоушн оптовиков и розничных магазинов;
- стимулирование сбыта.
Продвижение торговых услуг – это создание весомых причин для приобретения услуги, создание ее ценности. Для того, чтобы выстроить взаимоотношения между покупателями и продавцом необходимо искать новые коммуникационные схемы.
Реклама формирует имидж продавца услуг, использует эмоциональные посылы, добавляет невидимую ценность. Продвижение отличается большей эффективностью, призывая к немедленному действию и добавляет реальную ценность услуге. Оба способа обладают возможностью увеличения ЦА и сбыта, но для достижения целей требует разных инструментов.
Реализация маркетингового плана мультиканального продвижения базируется на:
- SEO-оптимизации, анализе ключевых запросов и доработке сайта до лучшего ранжирования;
- контекстной рекламе, формировании страниц сайта для перехода по ключевым фразам;
- email-маркетинге, напоминании клиентам о себе и ассортименте услуг.
Основными ошибками при разработке стратегии продвижения выступают:
- Непоследовательность. Имидж компании, образ услуги или товара должен быть узнаваем.
- Финансирование. Затраты на рекламу должны оправдывать себя. Чем больше задача, тем дороже ее достижение.
- Ориентир на завышенные ожидания. Прибыльный бизнес может быть лишь при соблюдении баланса между реальностью и рекламными предложениями.
Самая важная часть продвижения – знание своего целевого клиента. Услуга не всегда подходит всем без исключения, поэтому важно соблюдение ориентации на ключевых покупателей.