Зачем мониторить информационную безопасность в учебных заведениях?

Ученики и преподаватели используют компьютеры, интернет и цифровые устройства для обучения. По мере роста использования технологий возрастает и риск утечки данных, хакерских атак и иных угроз информационной безопасности. Сотрудники ГК «Интегрус» предлагают комплексное решение для поддержки ИТ-инфраструктуры и информационной безопасности, защиты данных от хищения, утечки, а также несанкционированных изменений конфигурации системы (не только злоумышленниками, но и самими учащимися).

В любом образовательном учреждении содержится информация, которая должна охраняться в соответствии с требованиями законодательства. Защите подлежат персональные данные учащихся и преподавателей, ноу-хау учебного процесса (как интеллектуальная собственность), учебная информация (в т.ч. базы данных, библиотеки, обучающие программы).

Особенностью информационной безопасности в средних и высших учебных заведениях становится защита учащихся от любых внешних манипуляций, пропаганды, запрещенной на законодательном уровне рекламы. Помимо этого, необходимо предотвращать любые несанкционированные вмешательства в хранилища знаниях, например, изменения оцифрованных учебных пособий и книг, программных кодов.

Зачем нужен мониторинг информационной безопасности образовательной среды?

Мониторинг информационной безопасности в образовательных учреждениях — это необходимая мера для защиты данных и обеспечения безопасной образовательной среды. Он помогает предотвратить утечки данных, кибератаки и поддерживать имидж серьезного учебного заведения. Вот несколько ключевых аргументов в пользу мониторинга:

  • Защита конфиденциальности данных. Учебные заведения содержат большое количество личных данных, включая оценки, заявления, и даже медицинские записи. Утечка данных может привести к серьезным последствиям для студентов и персонала.
  • Предотвращение кибератак. Образовательные учреждения являются привлекательной целью для киберпреступников, которые могут искать доступ к персональным данным или попытаться вымогательством получить выгоду. Мониторинг позволяет выявить и предотвратить такие атаки.
  • Сохранение репутации. Кража данных или успешная кибератака способны повредить репутацию учебного заведения и привести к оттоку студентов, ухудшению финансового положения.

Причины, по которым следует выполнять мониторинг информационной безопасности

Мониторинг информационной безопасности требуется в следующих случаях:

  • Использование сетевых ресурсов для управления данными, обучения или коммуникации.
  • Наличие ценных данных об обучающихся, финансах, исследованиях.
  • Проведение онлайн-обучения увеличивает уровень угроз и требует усиленного мониторинга.

Наибольшему риску подвержены ПК и периферия, ПО, персональные данные и сами обучающиеся (которые могут подвергаться преднамеренному внешнему информационному влиянию, приводящему к созданию криминальных ситуации в учебном заведении). К числу основных непреднамеренных угроз относятся аварийные ситуации, человеческий фактор, сбои ПО, систем связи и поломки техники. Данные угрозы предсказуемы и быстро устраняются.

Гораздо неприятнее, когда угрозы намеренные, например, хищение чужой интеллектуальной собственности или вовлечение обучающихся в противоправные действия. Чтобы следить и своевременно предотвращать инциденты, необходимо собирать и анализировать все события безопасности.

Преимущества мониторинга информационной безопасности в школе

  • Быстрое обнаружение аномалий и несанкционированного доступа, что позволяет оперативно реагировать и предотвращать угрозы.
  • Соблюдение нормативов в области информационной безопасности. Мониторинг помогает соответствовать этим стандартам.
  • Защита репутации учебного заведения, высокий уровень информационной безопасности увеличивают лояльность студентов, родителей и финансовых организаций.

Алгоритм выполнения мониторинга информационной безопасности

Мониторинг – многоэтапный процесс, в процессе которого задействуются различные инструменты.

  • Определение целей и области мониторинга (какие данные и ресурсы нуждаются в защите).
  • Выбор инструментов и ресурсов. Специализированные программные и аппаратные средства для мониторинга включают системы обнаружения вторжений (IDS), управления доступом (IAM), антивирусной защиты и т.д. Параллельно разрабатывается политика информационной безопасности, определяющая действия и метрики, которые следует мониторить.
  • Установка инструментов мониторинга информационной безопасности, настройка правил и оповещений для инструментального реагирования на потенциальные угрозы и нарушения политик безопасности.
  • Сбор и анализ данных о событиях и действиях в сети и на компьютерах. Особое внимание уделяется выявлению необычных или подозрительных активностей.
  • Оперативная реакция и управление инцидентами, изоляция уязвимых систем, смена паролей, выявление источников атак.
  • Аудит системы мониторинга на отсутствие уязвимостей и корректность работы, обновление политики информационной безопасности и инструментария в соответствии с новыми угрозами и нормативами.
  • Обучение сотрудников основам информационной безопасности.
  • Регулярная отчетность о состоянии информационной безопасности для администрации учебного заведения и других заинтересованных сторон.

Обеспечение информационной безопасности выполняется на физическом (пропускная система, степени допуска, копирование значимой информации и т.п.), административно-организационном (правила и регламенты доступа в интернет, к документам и данным), техническом (специализированное ПО – DLP- и SIEM-системы, антивирусы, контроль электронной почты, контент-фильтры).

Эффективный мониторинг информационной безопасности требует интеграции инструментов и процедур, постоянного обновления и анализа данных, а также активного участия персонала. Важно помнить, что информационная безопасность — это непрерывный процесс, который должен быть встроен в культуру учебного заведения.

Сотрудники ГК «Интегрус» предлагают комплексное решение для поддержки ИТ-инфраструктуры и информационной безопасности, помогая образовательным учреждениям эффективно справляться с вызовами информационной безопасности. Не забывайте о защите данных и знаний — они являются ключевыми активами в современном образовании.

АВТОР СТАТЬИТатьяна Михеева

копирайтер компании "Интегрус"